Дневные ходовые огни — ДХО дальний вполнакала

С ноября 2010 года, когда водителей обязали использовать в светлое время суток ближний свет либо дневные ходовые огни (ДХО), популярность на последние не снижается. Причин тому несколько.

Основная причина — это удобно. Водителю не надо думать над тем, включил ли он ближний свет или нет. Выключил ли он свет после окончания движения или нет. Обусловлено это тем, что одно из требований ГОСТа к ДХО состоит именно в автоматизации их включения перед началом движения. Кстати, ГОСТ, в котором перечислены требования к ДХО, вышел в 1999 году — ГОСТ Р 41.87-99.

Другие причины использования именно отдельных ДХО, а не ближнего света, — не столь явные, но приятные. Например, несколько меньший расход топлива за счет меньшей нагрузки на генератор, чем и обусловлена экономия. Экономия ресурса ламп ближнего света происходит за счет того, что они будут работать только в темное время суток.

Разные производители автомобилей используют различные схемы построения дневных ходовых огней. Одни используют светодиодные источники света, другие — лампы дальнего света, ограничивая ток через них, то есть на пониженной мощности. Такой вариант построения ДХО используется в США и Канаде более 10 лет. Третьи просто делают автоматическое включение ламп ближнего света при включении зажигания.

Итак, кратко о самых популярных способах реализации ДХО.

1. Использование штатного ближнего света. Этот способ оговаривается в ПДД.
Плюс этого способа — доступен на любом автомобиле.

Минусы. Минусов больше, чем плюсов:
— Помимо ближнего света горят габаритные огни. Это конструктивная особенность. Нельзя включить отдельно ближний свет без габаритных огней (если не переделать штатную электрику автомобиля), что дополнительно добавляет 20-40 Ватт к 110 Ваттам ближнего.

— Снижение ресурса ламп ближнего света.

— Увеличение расхода топлива (не катастрофически, но все же).

2. Светодиодные ДХО. Один из самых популярнейших способов.
Плюсы — низкое потребление электроэнергии. Меньший износ ламп ближнего света, так как работать они будут только в темное время суток. Но надо сказать, что кусок светодиодной ленты, наклеенный на фару, ни в коем случае не может считаться дневными ходовыми огнями, так как такой способ не обеспечивает сразу несколько требований вышеупомянутого ГОСТа.
Минусы. Не всегда есть возможность подобрать светодиодные ДХО, которые можно без проблем поставить на автомобиль. В некоторых случаях нужно подрезать-подпилить-просверлить бампер. Не все «светодиодные ДХО» удовлетворяют требованиям ГОСТ.

3. Штатные противотуманные фары. Также один из самых популярных способов. ПДД не запрещают использование ПТФ в качестве ДХО.
Плюсы: используется штатный оборудование автомобиля.
Минусы: потребляемая мощность ламп ПТФ примерно такая же, как и в случае с ближним светом. То есть две лампы по 55 Ватт (на некоторых автомобилях стоят лампы по 27 Ватт), плюс габаритные огни, плюс подсветка органов управления в салоне (приборная панель, ручки, крутилки и прочее). В итоге набегает от 90 до 150 Ватт. Дополнительным жирным минусом идет сложность замены лампы в ПТФ на многих автомобилях.

4. Использование ламп дальнего света на пониженной мощности. Как было написано выше, это способ используется штатно на многих автомобилях, выпускаемых в США, так же для США и Канады. Для того чтобы обеспечить требования ГОСТ, лампам дальнего света достаточно работать на 30-40% мощности.
Плюсы этого метода. Используется штатная светотехника, никакого дополнительного «колхоза» в виде инородных светодиодных фонариков. Пониженное потребление электроэнергии, вследствие чего несколько сниженное потребление топлива.
Минусы — не обнаружено.

Для себя было решено пойти по последнему варианту, так как он проще в реализации, чем светодиодные ДХО, и идеалогически правильнее, чем использование ближнего света и ПТФ.

Устройство должно отвечать следующим требованиям.
Автоматически включаться в работу в случае, если:
1. Заведен двигатель.
2. Не горят огни головного света.
3. (Опционально) Опущен рычаг стояночного тормоза.

Автоматически выключаться в случае, если хоть одно правило из пункта выше нарушено.

Это была теоретическая часть. Практическая часть будет заключаться в рисовании схемы, написании программы для микроконтроллера и подготовки печатной платы.

2018-10-20_200901

ШИМ-контроллер построен на популярном и недорогом микроконтроллере Attiny13. Силовой выходной каскад представляет из себя три параллельно включенных транзистора IRF9310 (IRF9321 или IRF9321).

Регулировка яркости осуществляется короткими (около одной секунды) включениями габаритных огней. Включение габаритов на время менее 1 секунды будет отрабатываться схемой как дребезг. Включение габаритных огней на время дольше, чем 1 секунда, будет блокировать работу устройства.

Регулировка осуществляется циклично, шагами, от некоего минимального до некоего максимального значения. При этом значение будет сохраняться в энергонезависимую память, чтобы не забыть уровень яркости при выключении.

После травления получаем примерно такую печатную плату:

ce35cccs-4801

e135cccs-4801

Готовое устройство:

IMG_0033 IMG_0034

Подключение устройства к автомобилю не вызывает больших сложностей. Подключение осуществляется коммутацией 6 проводов устройства к цепям автомобиля:

  1. К цепи замка зажигания.
  2. Масса.
  3. К лампам дальнего света.
  4. К лампе давления масла на панели приборов.
  5. К лампе парковочного тормоза на панели приборов.
  6. К цепям габаритных огней (или ближнего света).

Архив для самостоятельной сборки можно скачать здесь

Дневные ходовые огни — ДХО дальний вполнакала: 2 комментария

  1. Magrout

    В последние годы в качестве дневных ходовых огней стали использовать мощные светоизлучающие диоды белого цвета свечения. Использование светодиодных излучателей имеет преимущества в плане экономии топлива и удобства размещения на автомобиле, а также даёт широкие возможности их использования как элементов дизайна. Обычно, при включении головного света, такие излучатели продолжают светиться на пониженной яркости.

    1. Электронные устройства Автор записи

      Этот вариант хорош для тех случаев, когда нет желания вешать дополнительные источники света.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


9 × пять =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>